АвтотехникаАвтомобили ГАЗСоветский грузовик ГАЗ-34 6×6
Советский грузовик ГАЗ-34 6×6
Грузовой автомобиль ГАЗ-34 с колесной формулой 6×6 был разработан в СССР по заданию Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Это была попытка Горьковского автомобильного завода создать облегченную альтернативу военному грузовику ЗиЛ-131. Перед конструкторами стояла задача сделать для советской армии средний бортовой тягач для буксирования прицепов, артиллерийских орудий и транспортировки личного состава.
Разработка полноприводного трехмостового ГАЗ-34 началась в 1964 году, в то время, когда завод начал серийный выпуск ГАЗ-66, от которого ГАЗ-34 получил цельнометаллическую кабину, ведущие мосты, карбюраторный двигатель с максимальной мощностью 140 л.с. (103 кВт), два бензобака общим объемом 210 л, тормозную систему, лебедку и некоторые другие агрегаты и элементы.
Увеличение полезной нагрузки и, как следствие, увеличение полной массы автомобиля заставило разработчиков использовать узлы трансмиссии и ходовой части от грузовиков ЗиЛ. К примеру, от ЗиЛ-130 решили взять однодисковое сцепление, а от ЗиЛ-131 – пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, двухступенчатую раздаточную коробку и карданные валы.
Привод обоих задних мостов сделали индивидуальным, но по образцу ЗиЛ-157. От него же решили взять и коробку отбора мощности. Но не все агрегаты ГАЗ-34 были заимствованы от других машин. Так, например, удлиненная лонжеронная рама, а так же цельнометаллическая грузовая платформа с колесными нишами разрабатывались специально для ГАЗ-34.
Оригинальная особенность всех опытных образцов ГАЗ-34, которых изготовили всего пять – несущественные конструкционные различия, параметры и комплектация каждого из них. Испытания ГАЗ-34 проводились одновременно по нескольким маршрутам с разной местностью и разностью температур, на которых машины перевозили не только личный состав, но так же буксировали всевозможные прицепы, минометы, гаубицы и самолеты.
Со средней снаряженной массой 5150 кг (грузоподъемность 3000 кг) армейский грузовик ГАЗ-34 по трассе мог развивать максимальную скорость до 80 км/ч, а три ведущих моста, передовая конструкция трансмиссии и ходовой части вкупе с дорожным просветом 310 мм давали машине колоссальные преимущества для движения по бездорожью в любых климатических зонах нашей необъятной Родины.
По результатам проведенных испытаний, грузовой автомобиль ГАЗ-34 6×6 получил одобрение и рекомендации приемной комиссии для запуска в серию и дальнейшей поставки его в вооруженные силы Советского Союза. Но в 1967 году начался серийный выпуск более мощного колесного вездехода ЗиЛ-131, имеющего схожие параметры, но превосходные характеристики, чем у ГАЗ-34.
ГАЗ-34 был легче на 1.3 т и короче на полметра, если сравнивать его с главным конкурентом ЗиЛ-131, но, благодаря бескапотной компоновке, грузовая платформа при этом на те же полметра получилась длиннее. Главный параметр, по которому ГАЗ-34 уступил ЗиЛ-131 – мощность. И это отличный пример конкуренции советских конструкторских бюро и автомобильных заводов, заставляющей промышленность того времени создавать будущие легенды отечественного автомобилестроения, спустя десятилетия не перестающих поражать нас своими возможностями.
Модифицированная трехосная Шишига / Фото
|