АвтотехникаАвтомобили УАЗСоветские УАЗы: малоизвестные страницы истории
Советские УАЗы
УАЗ – автомобили повышенной проходимости, которые производятся на Ульяновском автомобильном заводе. Эти машины широко использовалась в армии СССР, в МВД и других сферах. УАЗики, получившие множество народных прозвищ, популярны и в современной России, они активно используются гражданскими организациями и частными владельцами, не забыли о них и военные постсоветского времени. УАЗы специально разрабатывались для транспортировки людей, грузов и буксирования лёгких автомобильных прицепов по всем типам дорог.
На ульяновском автозаводе создали одну из первых и самых известных легенд советского внедорожного автомобиля. Самые известные модели того времени выпускались с индексами 452, 469 и 3151, но параллельно велись разработки других различных модификаций этой марки. Армейский джип, микроавтобус, грузовик-полуторка – все эти модификации имели и имеют до сих пор уникальную, не превзойденную проходимость не только в условиях многообразного российского климата и бездорожья. Ульяновские автомобили известны и заслуженно популярны во всем мире.
УАЗ-460: прототип армейского джипа
УАЗ-460 выпускался Ульяновским автомобильным заводом в период с 1958 по 1961 год. Это была серия прототипов, которые создавались на автозаводе в рамках программы по разработке и созданию легкового полноприводного автомобиля повышенной проходимости для нужд советской армии. Трехдверные и пятидверные армейские джипы этой серии оснащались лонжеронной рамой и зависимой подвеской колес. Версия УАЗ-460Б получила модифицированный двигатель от ГАЗ-21, в котором клапаны имели верхнее расположение. Чтобы увеличить автомобилю дорожный просвет, внедорожник был оборудован новыми колесными редукторами.
УАЗ-469Б НАМИ: экспортный вариант
УАЗ-469Б НАМИ – это опытный прототип внедорожного советского автомобиля, который, в первую очередь, предназначался для экспорта в Западную Европу. Создавался УАЗ-469Б НАМИ в 1977 году, в рамках разработок более комфортабельной модели экспортной версии. Этой модификации УАЗа досталась жесткая крыша, цельные двери без съемных боковин и более острый угол наклона задней части кузова. В салоне внедорожника появилась новая приборная панель.
Цельное лобовое стекло установили в жестко закрепленной рамке, а стеклоочистители разместили под ним. Также модель 469Б получила отделанную пластиком фальш-радиаторную решётку. Экспортный УАЗик дополнили ВАЗовской светотехникой и системой вентиляции салона. Так же от «Жигулей» УАЗ-469Б унаследовал подвеску и рулевое управление, модернизированную тормозную систему, новые дверные ручки и набор элементов пассивной безопасности.
Дизайнеры Ульяновского автозавода и инженеры НАМИ, которые в то время делали, как принято сегодня говорить, тюнинг для экспортной версии, старались превратить, или точнее – приблизить, советский военный джип, по возможности, в максимально комфортный легковой автомобиль, используя комплектующие, производимые тогда автопромышленностью СССР. Вся эта затея была направлена на увеличение продаж «УАЗиков», которые за границей шли очень плохо. Но ещё более сложной оказалась задача – найти тех, кто будет финансировать производство обновленной модели. В итоге, средства на выпуск европейской версии не были найдены, и этот прототип так и не попал на конвейер.
УАЗ-451С: экспериментальный гусеничный грузовик
УАЗ-451С, разработанный на автомобильном заводе в Ульяновске, в 1962 году – опытный экспериментальный образец легкого грузовика модификации УАЗ-451. Грузовик-полуторка был оборудован двумя передними съемными лыжами и двумя задними гусеничными движителями с резино-металлическими гусеницами. Все эти дополнения в любой момент можно было заменять на стандартные «УАЗовские» колеса.
Этот экспериментальный легкий гусеничный грузовик УАЗ-451С, по сути, является первым прототипом современного российского автовездехода УАЗ «Узола», поставленного на гусеницы в Нижегородской области компанией ООО «Спецтех», специализирующейся на тюнинге вездеходной техники отечественного и импортного производства.
Следует отметить, что подобные разработки, в частности и гусеничных УАЗов, всегда были незаменимы и до сих пор очень востребованы в огромном многообразии российских и зарубежных отраслях промышленности, связанных с исследовательской, геолого-разведывательной, природоохранной, транспортной и многих других сферах государственной и частной деятельности предприятий и человека.
УАЗ-452К Медея: трехосный микроавтобус
УАЗ-452К разработан в 1973 году. Это был экспериментальный шестнадцати-местный микроавтобус с колесной формулой 6×4. В дальнейшем, для нужд грузинских горноспасателей на базе УАЗ-452К в Ульяновске разработали реанимационные автомобили «Медея». Версия УАЗ-452К с колесной формулой 6×6 тоже существовал. Этот проект не был похоронен. Позднее в Грузии, с 1989 по 1994 годы, кооперативом «Вездеход» было налажено мелкосерийное производство таких трехосных реанемобилей повышенной проходимости. В год грузинский кооператив выпускал, примерно, по 50 многоместных внедорожников.
УАЗ-452П: седельный тягач
УАЗ-452П был выпущен мелкой опытной партией в коротком промежутке времени – с 1962 по 1963 год. Опытный образец этого УАЗа представлял из себя седельный тягач, базовым аналогом которого послужил УАЗ-452Д. Тягач, обычно, использовали в паре с полуприцепом собственной конструкции – УАЗ-752, оснащенным изотермическим фургоном. Легкий грузовик был оборудован цилиндром управления тормозной системой полуприцепа, обеспечивающим герметичность гидравлической системы при сцепке/расцепке фургона к тягачу.
УАЗ-300 и УАЗ-302: послевоенные грузовики
УАЗ-300 – опытный перспективный образец, созданного на Ульяновском автомобильном заводе в 1949 году, новой модели легкого грузовика послевоенного времени. От других советских грузовиков он отличался интересным и аккуратным дизайном кабины. В остальном, машина была укомплектована тем, что производила на тот момент советская автомобильная промышленность, а именно – грузовой УАЗ-300 получил бензиновый четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил и был оснащен четырехскоростной коробкой передач, которые достались ему от автомобилей ГАЗ.
В 1950 году на заводе создали второй вариант легкого грузовика этой серии – УАЗ-302, которому несколько больше повезло с грузоподъемностью. Более того, новый грузовик, кроме усиленной рамы, на задней оси заимел двускатные колеса. В том же – 1950 году, весьма успешно грузовой автомобиль из Ульяновска прошел все ходовые испытания. Но автозавод не обладал достаточными собственными мощностями, чтобы запустить полный цикл производства этих перспективных моделей машин, поэтому ни версия УАЗ-300, ни модернизированный вариант УАЗ-302 не попали в серию.
УльЗИС НАТИ-253: малоизвестный прототип
УльЗИС НАТИ-253 – экспериментальный грузовик, разработанный ульяновскими конструкторами в 1944. Грузовой автомобиль специально создавался и готовился к производству в рамках договора, заключенного Ульяновским автомобильным заводом и американской компанией «General Motors». УльЗИС НАТИ-253 был оборудован двухтактным дизельным мотором мощностью 83 лошадиные силы. Идея создания подобного грузовика подразумевала максимальную унифицированность НАТИ-253 с уже выпускаемой моделью автомобиля ЗИС-150. Однако...
Опытный тогда УльЗИС должен был выгодно отличаться не только дизайном кабины, капота и крыльев, но и более современной компоновкой. В реальности, опытно-экспериментальный образец мало что общего имел с ЗИС-150: большинство агрегатов и многие детали были банально позаимствованы у импортных аналогов. Часть узлов и некоторые конструкции были созданы на заводе НАТИ. Такой же, практически, автомобиль, но уже с другой кабиной, экспонировался на автомобильной выставке в 1945 году, которая проводилась в Москве, в парке «Сокольники».
|