В Польском институте автомобильной промышленности (PIMOT) создан полноуправляемый внедорожник, способный двигаться по диагонали и обладающий небольшим радиусом разворота, который получил название Funter. Подвеска с изменяемой жёсткостью и система управления всеми четырьмя колёсами позволяют автомобилю массой 7 тонн и длиной почти 5 метров уверенно передвигаться по бездорожью.
Благодаря уникальной системе управления поворотом колёс, машина может ездить по диагонали и разворачиваться практически на месте. Задняя пара колёс поворачивается не только вместе с передними колёсами, но и в противоположную от них сторону, на тот же угол. Таким образом, польский внедорожник легко разворачивается на на небольшом пятачке и может передвигаться боком (движение крабом).
Funter впервые был представлен на выставке Pro Defense в 2016 году. Задача конструктора заключалась в создании эффективного внедорожного автомобиля, которому разрешён выезд на дороги общего пользования. В конструкции машины реализована не просто колёсная формула 4×4, а схема 4×4×4, которая обеспечивает транспортному средству полный привод с независимым управлением осями.
Управление внедорожником осуществляется либо рулём (поворачиваются передние два колеса или все четыре), рулём и джойстиком или только джойстиком при движении назад. Рулевой механизм с тремя передаточными отношениями адаптирован для движения по ровным твёрдым покрытиям или по пересечённой местности, для лёгкого бездорожья и для преодоления сверхсложных участков бездорожья.
Третий режим – это режим аварийного редуктора, он включается, когда для поворота колёс требуется большое усилие. Например, если колёса завязли в грязи или в песке, а также, когда из строя вышел усилитель руля. Регулируемый дорожный просвет, в том числе зависящий и от шин (395/85 R20 или 455/70 R24), позволяет изменять номинальное значение 600 мм в бóльшую и меньшую стороны на 100 мм.
Центральный контроллер следит за узлами и безошибочно фиксирует возникающие неисправности. Помимо возможности отключения ABS, специальные режим тормозной системы позволяет водителю затормаживать любое колесо по отдельности в произвольном порядке, что может пригодиться при прохождении сверхтрудных участков бездорожья. Кстати, полный ход каждого колеса составляет 600 мм.
На внедорожник установлен дизельный двигатель, мощностью 300 л.с., которую можно увеличить до 400 л.с., а, например, для ралли-рейдов – до 1000 л.с. В стандартной версии максимальная скорость ограничивается 130 км/ч, а с силовым агрегатом 1000 л.с., автомобиль разгоняется до 180 км/ч. Запас хода в несколько тысяч километров обеспечивают 3 топливных бака общей ёмкостью 1000 литров.
В Funter используется автоматическая трансмиссия и постоянный симметричный полный привод с тремя блокируемыми дифференциалами. С помощью централизованной подкачки шин давление в колёсах можно изменять, в зависимости от грунта, не покидая салона. В оба сидения встроена пневматическая подвеска с гидравлическим демпфером, что обеспечивает комфорт во время движения по бездорожью.
Машина проектировалась как масштабируемое модульное транспортное средство. Предъявленный публике образец – это двухместный джип, салон которого можно увеличить до пяти, семи и девяти мест или вовсе превратить его в пикап. Возможно создание бронированной версии. Полная масса польского внедорожника достигает 12 тонн. При таком весе автомобиль может буксировать прицепы до 10 тонн.
Разработка получила несколько европейских наград на выставках в Нюрнберге и в Брюсселе, где были подтверждены уникальные способности машины. Сейчас Funter 4×4×4 преодолевает водные препятствия глубиной до 180 см. Однако, конструктор планирует наделить свой внедорожник возможностью передвигаться по дну водоёмов, для форсирования рек и озёр глубиной до 5 м, как это делают танки.
Также в будущем, польский изобретатель хочет создать гибридный вариант Terrain Plug-in Hybrid, чтобы военные получили тактическое преимущество для ведения разведывательной деятельности в тылу противника. Двигаясь на электротяге, Funter TPHybrid будет бесшумным и невидим на тепловизоре. По замыслу автора проекта, на электричестве внедорожный автомобиль сможет проходить до 100 км.