АвтотехникаГрузовикиУралЗИС-352 – грузовик на дровах

Газогенераторный грузовой автомобиль УралЗИС-352

УралЗИС-352 – грузовик на дровах

УралЗИС-352 – серийный грузовой автомобиль с газогенераторной установкой, позволяющей двигателю работать на продуктах горения древесины, абсолютная влажность которой составляла 12-40%. Этот советский грузовик «на дровах», выпускавшийся с 1952 по 1956 год и сменивший на конвейере Уральского автозавода имени Сталина ЗИС-21А, стал последним автомобилем с газовым генератором, массово производящимся в СССР (3000-4000 штук в год).

Использование древесного топлива повышенной влажности существенно упростило заготовку, сушку, а так же хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак (топку) газогенератора. Машина была оснащена новым газогенераторным агрегатом с наддувом воздуха, работающим в паре с центробежным нагнетателем. В свою очередь, функционирование нагнетателя зависело от вентилятора охлаждения, соединенного с первым ременной передачей.

Отличием газогенератора УралЗИС-352 от своего предшественника ЗИС-21А, в котором от крупных частиц древесный газ очищали, пропуская его через охладитель, для предварительной (грубой) очистки газа в УралЗИС использовался циклон. Стóит упомянуть и еще одно новшество 352-ой модели – это предпусковой подогреватель мотора, топливом для которого служил все тот же генераторный газ.

Силовая установка УралЗИС-352 и ДВС ЗИС-21А обладали повышенной степенью сжатия – до 7. Кроме этого, в УралЗИС до 7.67:1 было увеличено передаточное число основной передачи. Специально для лесозаготовительных работ была создана отдельная модификация – 352Л, где бортовую платформу грузовика, для более эффективной транспортировки бревен, заменили на «лесовозные» коники или прицеп-роспуск.

При собственной массе 3.67 т, газогенераторный грузовик УралЗИС-352 мог перевозить до 2.5 т груза. Переориентированный на древесный газ, двигатель НАМИ-Г78 несколько потерял в мощности, которая уменьшилась до 45-48 л.с., соответственно, до 53 км/ч снизился и максимальный показатель скорости. В зависимости от дорожно-климатической обстановки и от влажности древесины, расход твердого топлива на 100 км пути составлял 110-165 кг.

Газогенераторные грузовики СССР / Фото


Советский грузовик УралЗИС на газгене

Сводные технические данные

Модели УралЗИС 352/352Л
Грузоподъемность 2500 кг
Скорость max 53 км/ч
Двигатель НАМИ-Г78
Мощность max 45-48 л.с.
Рабочий объем 5.55 л
Количество цилиндров 6
Степень сжатия 7
Крутящий момент 180 Н.м
Количество передач 4
Передаточное число 7.67:1
Влажность древесины 12-40%
Расход дров 110-165 кг (100 км)
Сухая масса 3670 кг
Полная масса 6310 кг
Производство 1952-1956 гг.