Сказ про то, как современный автомобиль заставить ездить на дровах. Или не сказочная история о современных сибирских «Емелях» и их самоходных «печках»!
В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы вселенной, а промышленные автогиганты тратят миллиарды на инновационные разработки, позволяющие сэкономить деньги на автомобильном топливе, жители Омска следуют всем известной истине: Все новое – это хорошо забытое старое! Еще во времена Великой Отечественной Войны советскими и даже немецкими тыловиками был взят на вооружение, так называемый, «газген» (газовый генератор), с помощью которого обычные дрова или уголь превращаются в дешевое и вполне эффективное автомобильное топливо.
Для создания газгена своими руками не потребуется высшее образование. Важно понимать сам процесс, иметь руки и желание. По словам двух омских приятелей, создавших газогенератор, благодаря которому российская НИВА способна развивать максимальную скорость до 90 км/ч, но главное – на одном мешке дров (одной закладке) она может проехать более сотни километров. Потратив на покупку 6 т дров всего за 700 рублей, владелец автомобиля получает эквивалент, равный 2 т бензина. Кто-то подсчитал, что автодрова выгоднее привычного бензина, примерно, в 100 раз.
Авто на дровах в городских условиях, конечно, не выход. Но в сибирской глуши, когда до автозаправки иной раз приходится ехать за десятки километров, в том числе, когда цена на горючее неизменно растет, автомобиль, который «заправляется» даже ветками деревьев, опилками, шишками, торфом или соломой, просто незаменим, особенно в условиях глобальных экономических кризисов. Америка – трепещи! Страну, где отечественный внедорожник в сибирские морозы ездит по русской тайге на дровах, победить не реально, что уж тут говорить о каких-то санкциях! Но НИВА на дровах даже для России «девяностых» – это сильно!
Конкретно в нашем случае, газген (газогенератор), который преобразует любое твердое топливо в газ, был изготовлен омичами за неделю самостоятельно из деталей старенького советского ЗиЛа. Роль традиционного топлива тут играет угарный газ. Однако, для ДВС угарный газ слишком грязный. Функции газогенератора как раз и заключаются в очистке, после которой бензинозаменитель поступает в двигатель автомобиля. А если есть возможность использовать бензин, то достаточно просто повернуть кран-заслонку перед воздушным фильтром, который перекроет подачу топлива из газогенератора.
В «дровобак» – топку газового генератора, установленного на небольшом автоприцепе, закладывается твердое топливо (дрова и т.п.), где оно из-за малого содержания кислорода медленно горит, образуя окись углерода, которая, пройдя через фильтр грубой очистки, избавляется от сажи и искр. Затем, будущее горючее попадает в теплообменник, где остужается. Далее, по трубопроводу, через фильтр тонкой очистки, смешиваясь с воздухом, оно направляется в двигатель авто. Бензобак может быть абсолютно пустым, но мотор при этом все равно заведется и будет работать в обычном режиме.
Машины с газогенераторами, работающие на древесине, угле или торфе были сконструированы еще в XIX веке. Советские легковые ЗИСы, немецкие трактора и другая техника, работающая на дровах, нередко создавались и в XX столетии. Особенно широко гражданская техника оборудовалась газгенами в военное время, что позволяло тыловикам с одной и другой стороны значительно экономить топливо для армии. Спрос на подзабытые технологии появляется и сегодня. Омские механики получают немало предложений по продаже подобных чудо-прицепов, с которыми автомобили без проблем заводятся даже в сильные морозы.
А если немного пофантазировать и прицепить газогенератор к автомобилю, поставленному на гусеницы, то можно будет забыть не только о бензине, но и о дорогах. В таком сочетании технологий, к сожалению, присутствуют два ярко выраженных недостатка – это громоздкость газового агрегата и высокая стоимость вездеходных гусеничных движителей. Но при определенных условиях эксплуатации, например, вдалеке от благ цивилизации и ее развитой инфраструктуры, машина превращается в полностью автономное транспортное средство, во многом избавленное от нефтяной зависимости.