Поиск


АвтотехникаМинимобилиМотоколяски и микролитражки не забыты

Мотоколяски и микролитражки

Мотоколяски и микролитражки

Может ли транспортное средство, которое по типологии отнесено к автомобилю, быть еще меньше и насколько? Если бы подобные мотоколяски – микролитражки появились на современных автотрассах и улицах городов, многие их даже бы и не заметили. По сравнению с современными малолитражками и миниавтомобилями, выпускаемые после Второй Мировой Войны, как правило, трехколесные мотоколяски по всем параметрам выглядят, практически, как лимузины. Почему такие средства передвижения, спустя относительно не продолжительное время сегодня снова становятся не проосто востребованными, но и популярными, возвращаясь на современные дороги в качестве мотороллеров с крышей и других микроавто? В чем секрет их обаяния и народной любви к ним?

Мотоколяски в Советском Союзе появились сразу после окончания Великой Отечественной Войны. В 1945 году надо было помогать очень большому количеству инвалидов, вернувшихся с полей сражений. Тогда-то и было принято решение начать выпуск моторизированных средств для передвижения людей с ограниченными возможностями. Но век отечественных мотоколясок или, как их можно назвать сегодня, микролитражек, которые оборудовали одним или двумя мотоциклетными моторами, был недолог. Уже к 1970 году их производство прекратилось. Да и жизнь, став лучше, диктовала новые требования. К этому времени уже вовсю выпускались ушастые Запорожцы, и, как ни прискорбно об этом говорить, в живых оставалось все меньше и меньше инвалидов той страшной войны.

Транспортные средства с автомобильным кузовом и двигателем от мотоцикла в Европе широкое распространение получили гораздо раньше СССР, европейские жители увидели мотоколяски на своих сразу после Первой мировой войны. В Европе эти микрокары были предназначены вовсе не для инвалидов, они становились повседневным средством передвижения для граждан или часто служили минигрузовичками для доставки грузов по узким городским улочкам. Но и после Второй Мировой Войны мотоколяски сохранили популярность у европейцев. Более того, их разработкой, например, в разоренной войной Германии, наоборот, активно занялись бывшие авиационные гиганты «Heinkel» и «Messerschmitt».

В Германии мотоколяски называли «Habinenroller», что означало «мотороллер с кабиной». Вплоть до экономического бума шестидесятых годов прошлого века, когда уже большинство западных немцев могли себе позволить, ну, например, «Фольксваген-Жук», микролитражки мотоколяски пользовались устойчивым спросом. А вот в Великобритании мотоколяски получили прозвище «пузырь-мобиль». Как и в СССР, в Соединенном Королевстве также существовал специальный транспорт для инвалидов. Англичане дали таким средствам определение «Thunderslеy Invacar». Инвалидные мотоколяски в Британии выдавались органами социального обеспечения людям с нарушением опорно-двигательного аппарата, вплоть до 1977 года. И только в самом начале нулевых годов нашего столетия передвижение на этих микроавтомобилях в Европе было запрещено, по причине их несоответствия новым стандартам безопасности дорожного движения.

Среди мотоколясок тех лет было столько интересных и оригинальных, а порой даже смешных и иногда странных конструкций, что перечислить их все просто невозможно. Но в XXI веке очертания некоторых из них стали все чаще мелькать в облике современных концепт-каров и родстеров, а сама идея мотоколясок продолжает жить в квадроиклах, трехколесных скутерах и мотороллерах, которые все чаще обретают кабину, есть в наши дни и прямые потомки мотоколясок (Smart, Peugeot и др.). Более того, люди не хотят забывать мотоколяски и тех времен, восстанавливая их в реальном облике, или модернизируя и тюнингуя микролитражки до такого уровня, что они легко соревнуются на гоночных автотрассах с самыми современными представителями более высокого класса.

Сегодня очень заметно, как современное общество вновь возвращается к самой сути мотоколясок – человек всегда стремился к мобильности, а в условиях экономических кризисов, сырьевых войн и городах, навечно вставших в километровых пробках, экономичность и компактность микролитражек снова возвращает граждан и их правительства к использованию небольших транспортных средств для передвижения на небольшие расстояния. И не надо быть предсказателем, чтобы знать будущее этого типа транспортных средств – мотоколяски, микро- и малолитражки были, есть и будут востребованы во все времена, разве что в других исполнениях и уже с другими технологичными возможностями.

Самые маленькие машины / Фото