iBOT – невероятное самоуравновешивающееся инвалидное кресло, которое в 1995 году сконструировал создатель Segway – Dean Kamen. Помимо двух передних маленьких колесиков спереди, iBOT имеет две пары задних колес, приводимых в движение электрическим мотором. На двух колесах из этих четырех кресло может балансировать, благодаря гироскопу. За эту систему ее создатель в 2000 году был награжден множеством премий, Dean Kamen даже приехал на своем кресле на прием к президенту США.
Independence iBOT Mobility System – это независимая мобильная система. Самодвижущийся стул на колёсах – средство передвижения для инвалидов имеет два основных преимущества перед другими приспособлениями для людей с ограниченными возможностями. Первое достоинство подобной системы – это дополнительная высота для седока. Кресло способно вытягиваться в верх, чтобы сидящий на нем мог дотягиваться, например, до закрепленных на стене стеллажей с книгами. Второй, очень важной для инвалидов, особенностью является способность моделей iBOT 3000, 4000 и др. «шагать» по ступеням лестниц.
В августе 2003 года, после всех испытаний, было начато серийное производство iBOT. Розничная продажа «самодвижущегося стула» с гироскопом, по прогнозам, должна была начаться с цены, примерно, в $20.000, но, вопреки всем предсказаниям, цена iBOT подскочила, почти до $30.000, что едва ли способствует его активному продвижению на рынке.
Цена оказалась не единственным недостатком. Для последней стадии испытаний, летом 2001 года, электрокресло было выдано 18-и инвалидам во временное пользование. Тогда-то некоторые «испытатель» составили не самые лестные отзывы о iBOT, а некоторые «тестеры» вернули коляску со вздохами облегчения, хотя имели право оставить ее себе.
Мощный двигатель и колесная система iBOT, управляемые джойстиком, позволяют креслу передвигаться по траве, гравию и песку, преодолевать лестничные пролеты и другие препятствия, поднимать инвалида вместе с сидением до настенных полок, но…, в отличие от обычной инвалидной коляски или традиционных электрических кресел с электродвигателем, эта система оказалась весьма и весьма громоздкой, настолько объемной, что она не помещалась в легковом автомобиле. Для перевозки iBOT Mobility System требуется, минимум, микроавтобус.
Когда на кухне используется стоячая функция кресла, чтобы достать что-либо с верхних полок, перемещаясь взад-вперёд, то iBOT занимает очень много пространства, настолько много, что другие домочадцы вынуждены выходить из кухни. Про ванную и туалет можно даже и не упоминать. А в городских, да еще и в российских квартирах про это «мобильное» кресло лучше и вовсе забыть. И все это «удовольствие» стоит, как хороший средний автомобиль.