Гусеничный мотоцикл CIVAR 2WD
Проект полноприводного мотоцикла CIVAR изначально подразумевал постройку двухколесного мотовездехода без серьезного вмешательства в основную конструкцию базовой модели. К тому же, мотоцикл на широких ATV-колесах должен быть тихоходным. Для воплощения задуманного, Григорию Гуменному, который, кстати, участвовал в создании мотоцикла «Баксан-80 2WD», понадобилось не многим более месяца. А из-за финансовых проблем пришлось упрощать и удешевлять конструкцию нового мотовездехода.
В итоге, на мотоцикл установили небольшие автомобильные колеса 5.9-13" с агрессивным протектором, которые пришлись ему в самый раз, и колесными дисками 13" от ЗАЗ, которые оказались самыми легкими из автомобильных. В горной местности внедорожные качества этих колес намного лучше кроссовых. К тому же, и благодаря этому, с 400 до 280 мм уменьшился дорожный просвет.
Для одноколейной гусеничной версии CIVAR наиболее оптимальным по мощности оказался двигатель от мотоцикла ИЖ «Планета-3», недостатками которого является большой вес и тяжелый запуск в условиях глубокого снега. Для колесного варианта было решено использовать двигатель ММВЗ 3.111. Легкий, надежный, с достаточной мощностью и простым запуском, недорогой и доступный – этот мотор предпочтительнее других.
В ходе эксплуатации пришлось вносить конструкционные изменения. Например, спереди был установлен ижевский гидравлический тормоз с самодельным тормозным диском, а от заднего тормоза пришлось и вовсе отказаться. Максимальная скорость колесного варианта CIVAR не превышает 50-60 км/ч, к тому же, если использовать «торможение сцеплением», то одного переднего тормоза вполне достаточно для остановки даже на очень крутом спуске.
Передний привод не претерпел никаких изменений. В ходовой части изменилась конструкция передней и задней вилок, которые стали «двухперьевыми», а не консольными, как ранее, что добавило конструкции жесткости. Модернизации были подвергнуты и некоторые другие узлы. За счет этого, масса некоторых из них была заметно снижена.
Все известные самодельные мотоциклы, поставленные на гусеничный ход, в том числе и двухгусеничные, как правило, подразумевают замену заднего колеса или обоих на гусеничные движители. Кроме этого, подобные гусеничные системы дорогие и тяжелые. Нельзя забывать и про управляемость. Зачастую, мотоциклы на гусеницах не способны легко маневрировать, поэтому пришлось подойти к решению проблемы с другой стороны.
Начали с самой гусеницы, а точнее, с изменения самой гусеничной ленты. Чтобы в любых дорожных условиях ведущее колесо обладало максимальным сцеплением с гусеницей, для последней изготовили оригинальные гребни. Расчеты оказались верными, и испытания показали, что гусеничный блок самостоятельно очищается даже в глубоком мокром снегу. Проскальзывание колес и гусеничных лент, при интенсивной буксовке обеих гусениц, даже при въезде на крутой подъем, отсутствует.
Более того, в такой конструкции гусеничного модуля, суммарно увеличив радиус качения, возросла и максимальная скорость. Но для этого так же потребовалось повысить крутящий момент. Чтобы оптимизировать скорость движения, мощность двигателя и тяговый момент, своими силами изготовили новые ведомые звездочки на промежуточный вал (30 зубьев) и на ведущее колесо (64 зуба), тогда как ведущие звезды коробки передач остались прежними (15 зубьев).
Гусеницы, шириной 220 мм и массой 8 кг каждая, сделали своими руками из плотной транспортерной ленты толщиной 4 мм, а грунтозацепы изготовили из дюралюминиевых уголков. Длина опорной поверхности передней гусеницы составила 0.6 м, а задней – 0.9 м. Таким образом, совокупная площадь опорных поверхностей двух гусеничных лент равна 0.33 м².
Для максимально быстрой и легкой установки гусениц разработали новую ходовую систему, вес которой не превышает все те же 8 кг. Установка и снятие гусениц занимает 15-20 минут и не требует никаких изменений колесной части мотоцикла. Чтобы установить или демонтировать две гусеницы, потребуется ввернуть/отвернуть всего 16 болтов – 8 болтов М10 и 8 болтов М5.
Опасения по поводу плохой устойчивости и управляемости гусеничного образца не подтвердились. Стандартная «восьмерка» «рисуется» как на обычном дорожном мотоцикле. Устойчивость положительная в принципе, в том числе на рыхлом снегу. Управляемость потребует некоторых усилий, которые можно сопоставить с управлением мотовездеходом ATV или мототрактором, так как приходится поворачивать переднюю гусеницу с приличным «пятном контакта».
По вспаханному полю, по обледеневшей дороге или по снежной целине, глубиной до полуметра, CIVAR 2WD движется уверенно и вполне предсказуемо. Самодельный гусеничный мотоцикл непринужденно развивает 45-50 км/ч. Снегобайк без проблем заезжает на крутые, раскатанные детскими санками, горки, что подтверждают многочисленные видео ролики в Интернете. Но его главным недостатком все же является немалая масса – 185 кг, и, если он застрянет, эвакуировать его будет очень не просто.
Двуколесный мотовездеход CIVAR / Фото
|