СпецтехникаСнегоболотоходыГрузовой вездеход Мамонтёнок

Снегоболотоход Мамонтёнок

Грузовой вездеход Мамонтёнок

Снегоболотоход Мамонтёнок – плавающий вездеход на шинах сверхнизкого давления с капотной компоновкой и шарнирно-сочлененной рамой, разработанный ещё в советские времена. Производство этих вездеходов было начато машиностроительным предприятием «Арктиктранс» на закате СССР, в 1990 г. Машина, грузоподъёмностью 1.5-3 т (в зависимости от модификации и типа грунта), имеет полный привод (колёсная формула 4×4) с отключаемым задним мостом и минимальный клиренс 50-60 см (зависит от давления в шинах).

Вездеход «Мамонтёнок» создавался для транспортировки людей и грузов по бездорожью любого типа, в том числе по лесным, болотистым, слабонесущим грунтам, снегу любой плотности и водным пространствам. Он выпускается в нескольких модификациях: бортовой грузовик и фургон. Большинство его агрегатов и узлов взяты от стандартных деталей грузовиков марки ГАЗ, чем обеспечивается не только простота эксплуатации, но и значительно упрощается ремонт и удешевляется техническое обслуживание.

Основными особенностями конструкции машины можно назвать тонкостенные шины с автоматической регулировкой давления и ломающуюся раму. Относительно небольшой ход рессорных подвесок с успехом дополняется «изломом» рамы. Огромные колёса диаметром 170 см обеспечивают вездеходу отличную проходимость по любой поверхности и положительную плавучесть, а функцию гребных лопаток выполняет высокий протектор покрышек. С полной нагрузкой снегоболотоход свободно форсирует броды глубиной до 1.5 м.

Направление движения «Мамонтёнок» изменяет не за счёт привычного поворота колёс, а благодаря изгибу транспортно-поворотного узла (ломающаяся рама). В зависимости от модификации вездеход оснащается несколькими моделями двигателей и может перевозить в кабине от 2 до 6 человек, включая водителя, и до 2-3 т различных грузов. Однако, «Мамонтёнок» – это не классический вездеход-амфибия, в привычном понимании, так как способность плавать достигается не герметичным кузовом-лодкой, а большим водоизмещением четырёх колёс.

Передняя и задняя рессорные подвески сделаны зависимыми. Подключаемый полный привод имеет демультипликатор и самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы. Барабанные тормоза, устанавливаемые на вездеходе, дополнительно оснащаются гидроприводом и гидровакуумными усилителями. На машине, с механической пятиступенчатой коробкой передач, устанавливаются два топливных бака общей ёмкостью 175-350 л. В среднем, снегоболотоход расходует 20 л горючего на 100 км.

История развития снегоболотоходов Мамонтёнок

Плавающий вездеход Мамонтёнок

Эволюция вездеходов Мамонтёнок длиться вот уже три поколения, в каждом из которых их конструкция изменялась и совершенствовалась создателями по результатам данных практических испытаний и повседневной эксплуатации машин на различных типах бездорожья и рельефах, а так же во всех климатических зонах России.

Первое поколение «Мамонтят» (1991-1998 гг.) производилось с шестиместной кабиной, которая была сварена из двух кабин ГАЗ-66. На этих снегоболотоходах устанавливали атмосферный дизельный двигатель немецкой марки Mercedes Benz, мощностью 72 л.с. Примечательно, что модификации первого поколения имели поворотно-сцепное устройство с тремя степенями свободы. Рама могла не только закручиваться «винтом» и «ломаться» в горизонтальной плоскости, но и складывалась вертикально. Благодаря этому, машине было легче взбираться по крутым склонам.

Второе поколение вездеходов оснащалось более мощным дизелем Д-243, который из-за своих не помещался в стандартном моторном отсеке ГАЗ-66. Поэтому к кабине «Шишиги» начали приваривать капот от грузовика ГАЗ-53. К тому же, чтобы исключить возникновение резонансной раскачки при движении по дорогам с твёрдым покрытием и улучшить активную безопасность, было решено отказаться от вертикального «излома» рамы.

Третье поколение снегоболотоходов Мамонтёнок обзавелось кабиной от грузового автомобиля Горьковского завода ГАЗ-3307. Чтобы добиться максимальной экономии топлива и существенно снизить износ поворотно-сцепного устройства, инженеры пришли к выводу – сделать задний мост отключаемым.

  • Фотографии
  • Техданные

Снегоболотоходы Мамонтёнок / Фото

Вездеход-амфибия Мамонтёнок на шинах сверхнизкого давления

Снегоболотоход Мамонтёнок с ломающейся рамой

Грузовой вездеход Мамонтёнок

Технические характеристики

Пассажировместимость 2-6 чел.
Грузоподъёмность на суше 2-3 т
Грузоподъёмность на воде 1.5 т
Скорость max 55-75 км/ч
Скорость min 1.5 км/ч
Скорость на воде 3-5 км/ч
Колёсная формула 4×4
Задний мост отключаемый
Двигатели Д-243, Д-245.7, Д-245.9
Коробка передач механическая, пятиступенчатая
Привод 4WD, подключаемый с демультипликатором
Дифференциалы межколёсныые, самоблокирующиеся
Радиус поворота 10 м
Размер шин 1700×750-26"
Тип шин камерные, сверхнизкого давления
Дорожный просвет 500-600 мм
Колёсная база 3800-4510 мм
Ширина колеи 2050 мм
Давление на грунт 0.2-0.6 кгс/см²
Компоновка капотная/бескапотная
Рама шарнирно-сочлененная
Подвеска зависимая, рессорная
Глубина брода max 1.5 м
Боковая устойчивость 36°
Ёмкость бензобаков 175-350 л
Количество баков 2
Расход топлива 20 л на 100 км
Габариты Д×Ш×В 7210×2800×3260 мм
Снаряженная масс 4.5-5.5 т
Производитель Арктиктранс (Россия)