Автовездеход МАРШ
Пневматиками называются обычные пневматические шины, которые придумал Данлоп. Относительно жёсткие, они имеют кордовый каркас и протектор на беговой дорожке и выдерживают давление в 3-2 атмосферы. Но термин «пневматики» имеет ещё одно значение, достаточно узкоотраслевое – так в определенных кругах называют шины сверхнизкого давления, которые имеют свойство сохранять свою работоспособность при давлении в 0.2-0.4 атмосферы. С таким внутренним давлением шина, как бы, расплющивается или, точнее сказать, расплывается в точке (пятне) контакта, обеспечивая, тем самым, минимальное давление на грунт. Такое свойство шин сверхнизкого давления обеспечивает автомобилю или вездеходу непревзойдённую проходимость, к тому же, и экологичность, так как транспортное средство не повреждает грунтовое покрытие, что в условиях, например, крайнего севера очень важно. Боле того, большой объём воздуха в шинах дает возможность машине без проблем держаться на плаву.
Энтузиасты начали строить вездеходы на «пневматиках» в 1970-х годах именно для эксплуатации в условиях Севера. Первыми колёсами этих вездеходов были обычные камеры от грузовиков, которые «надевали» на простейшие «самопальные» обода. Но уязвимость таких колес была чрезмерно большой, что повлекло за собой ряд всевозможных упрочняющих дополнений. Делались оплётки из толстой резины, различные каркасы, ставились двойные камеры и прочее. Но дальше самодеятельного уровня это не шло – до того времени, пока московская компания «ТРЭКОЛ» в начале 1990-х годов не начала производство бескамерных шин сверхнизкого давления с усиленной боковиной и протектором, которые сама же и разработала.
Эти шины сразу же завоевали популярность и, соответственно, стали востребованными, несмотря на некоторые их очевидные недостатки. Эти шины были применены и используются до сих пор в конструкциях многих вездеходов-амфибий, в том числе и в одном из самых известных снегоболотоходов на «пневматиках» – автомобиле «МАРШ», который выпускается тольяттинской компанией «БРОНТО» на агрегатах советских внедорожников «НИВА» и «УАЗ». В 1994 году первые подобные вездеходы увидели свет. С тех пор эти машины имеют устойчивый, но ограниченный сбыт.
Со временем начали появляться новые разработки. Сегодня шины ТРЭКОЛ уже не является эксклюзивом, так как их аналоги выпускают компании «Белшина», «Арктиктранс» и другие. Конструкции болотоходов тоже совершенствуются. Автомобиль «МАРШ», который был поставлен на откровенно устаревшую агрегатную базу, потребовал замены. За разработку новой, более совершенной конструкции взялась компания «БРОНТО», поставив эту задачу инженеру Научно-Технического Центра «АвтоВАЗа» – Александру Охрямкину. А затем получилось вот что...
Прежде всего, требовалось исправить главный недостаток МАРШа, коим являлся избыточный вес автомобиля. Избыточная масса достигалась сочетанием силовой рамы УАЗа и несущего кузова НИВы. Поэтому было принято решение новый болотоход создавать, взяв за основу безрамную технологию, где несущей структурой стал пространственный трубчатый каркас. На этом каркасе закрепили агрегаты и установили элементы ходовой части, при этом облицовочные панели решили изготовить из пластика. Это решение не только сэкономило вес, но дало и экономическую выгоду, так как при мелкосерийном производстве это было существенно дешевле. К тому же, большинство навесных панелей у автомобиля плоские, формовка нужна только крышке капота и крыльям. Двери, как сложные и затратные в изготовлении детали, было решено использовать от серийного автомобиля «ОКА».
В отличие от конструкции с готовыми рамой и кузовом, несущий кузов значительно понижает центр тяжести и приводит весовые и габаритные параметры к оптимальным значениям для настоящего внедорожника, которым, по сути, и является автовездеход МАРШ. По расчётам, новая модель МАРШа легче предыдущей на 500 кг. Вдумайтесь – полтонны! При том условии, что грузоподъёмность осталась прежней – 400 кг, а ростом машина стала ниже на 670 мм, но клиренс (дорожный просвет) увеличился на 30 мм! Очень ощутима компоновочная свобода конструктора, когда он работает «с чистого листа» и не привязан к габаритным размерам «чужого» кузова! Поразительно!
Машины на «пневматиках» не зря называют снегоболотоходами – снежная целина и топь болота для них «роднее» асфальта. Ведь именно в этих условиях определяющую роль и значение играет проходимость транспортного средства. В новом МАРШе для повышения этой самой проходимости было внедрено в конструкцию сразу несколько оригинальных решений. К примеру, для наиболее уверенного движения по снежному покрову конструкторы предусмотрели выдвижное днище, которое приводится в действие с помощью специального гидроцилиндра, в свою очередь, связанного с воздушным резервуаром. При таком решении появилась дополнительная площадь опоры на основе гидропневматической подвеске от французского «Ситроена».
Подобная конструкция позволила перераспределить нагрузки между колесами вездехода и скользящей «лыжей», к тому же, данная конструкция дополнительно амортизирует неровности снежного покрова. При этом площадь опоры получается максимальной, вместе с тем, удельное давление на грунт, наоборот, максимально снижено. Предыдущая модель болотохода, имеющая снаряженную массу 1700 кг, продавливает наст и проваливается в глубокий снег, тратя и без этого небольшую мощность «нивовского» двигателя на преодоление созданных самим же снегоболотоходом препятствий. Новая же модель МАРШа в точно таких же условиях движется не проваливаясь, при этом не снижая скорости.
Избыточный вес вездехода МАРШ не позволял ему плавать, несмотря на такой большой объём шин, тогда как большинство других вездеходов-амфибий, например, тот же ТРЭКОЛ, худо-бедно передвигаются по воде на тех же шинах. В новой модификации,этот недостаток МАРШ исключил полностью, как данность. В дополнение к возможности плавать, которая достигнута свойствами колёс, здесь предусмотрели две дополнительные надувные подушки, именно благодаря им, автомобиль получила оптимальную осадку, практически, не зависимую от загрузки транспортного средства.
В остальном новый МАРШ ориентирован на серийные узлы, по большей части все от той же НИВЫ. Касается это, как подвесок колёс, так и рулевого управления, и деталей электрооборудования, и даже интерьера салона. К большому сожалению, судьба этой разработки сегодня не ясна. Вездеход получился весьма интересным, а главное – достаточно простым в своем производстве, хотя для организации этого производства требуются определённые усилия и, конечно же, инвестиции. Скорее всего, именно последнее и отпугнуло компанию «БРОНТО», и новая модель снегоболотохода МАРШ не была принята к производству.
Схемы конструкции / Картинки
|